Не пойти ли мне учиться, или Как выбрать автошколу?




Как выбрать автошколу?

На сегодняшний день (статья написана в июле 2008г.) в Ярославле более 15 автошкол предлагают курсы подготовки водителей разных категорий. Но, к сожалению, не все из них обеспечивают качественное обучение. Сплошь и рядом их выпускники, получив «права», навыками безопасного вождения овладевают уже на улицах города в потоке машин, подвергая опасности себя и других. Как выбрать автошколу, отличающуюся ответственным отношением к процессу обучения, «76RUS» рассказали директор автошколы "Центр подготовки водителей" Николай Владимирович Панов, директор автошколы "Автопилот" Андрей Владимирович Петров и начальник экзаменационного отдела ГИБДД УВД по ЯО Дмитрий Николаевич Захаров.

О наличии лицензии и заключении договора

  • Николай Панов

- Действительно, автошкол сейчас очень много. И процесс обучения в них, на первый взгляд, одинаков. Но как бы ни трудно было разобраться, отличий очень много, причем существенных. А чтобы сделать правильный выбор, лучше обратиться в несколько школ и сравнить предлагаемые ими условия.

Начать же надо с простого: выяснить, есть ли у автошколы лицензия. На сегодняшний день все остановки общественного транспорта оклеены рекламными объявлениями. Так вот. Уважающие закон и своих учащихся школы указывают номер и дату выдачи лицензии даже на этих листовках. Но, к сожалению, есть школы, в которых проводится набор и даже начинаются занятия еще до получения этого правого документа.

Копия лицензии должна быть размещена на информационном стенде в офисе автошколы, если он есть. Кстати, отсутствие офиса не является нарушением законодательства, но согласитесь, является показателем уровня работы любого учреждения. Лицензия выдается на срок максимум 5 лет ( на сегодняшний момент действие лицензии может быть бессрочным - прим.), поэтому не забудьте обратить внимание на дату окончания ее действия, чтобы не оказаться в какой-нибудь сложной ситуации.

  • Андрей Петров

- Стоит так же ознакомиться с договором на обучение и сразу задать вопросы по тем пунктам, которые не совсем понятны. Плата за обучение на данный момент должна приниматься только через кассовый аппарат, но также существует возможность оплатить услуги через Сбербанк. Пробить вам должны всю сумму, указанную в договоре, включая стоимость теории и всех часов вождения, сколько бы их вы не накатали, за исключением денежных средств, затраченных на бензин. Обычно стоимость бензина выводится за рамки договора, и учащиеся должны оплачивать эти затраты на каждом занятии с инструктором, согласно утвержденным нормам, Эти нормы, кстати, должны быть прописаны в договоре. Если при оплате вам не выдали чек - это прямое нарушение закона.

Инфраструктура обучения

  • Андрей Петров

- Зайдите в классы, где проходит обучение, и обратите внимание на их оснащение, качество и количество парт и стульев. Комфорт способствует лучшему восприятию материала. Например, в классе может быть установлен кондиционер или кулер с холодной и горячей водой. В ряде автошкол обучение проходит с использованием видеоматериалов. В нескольких есть компьютерные классы, что позволяет тестировать учащихся по той же экзаменационной программе, что и в ГИБДД. Безусловно, в классах должны быть наглядные материалы и методические пособия: плакаты и макеты по правилам дорожного движения, безопасности движения и оказанию первичной медицинской помощи.

К сожалению, сегодняшняя программа обучения была утверждена еще более 20 лет назад. А тогда считалось, что каждый водитель должен разбираться в тонкостях настройки карбюратора и уметь самостоятельно устранить любую неисправность в дороге. В связи с этим до сих пор существуют требования по наличию в учебных классах всяческого «железа»: двигателя в сборе с коробкой передач в разрезе или аккумуляторной батареи в разрезанном виде (что, на мой взгляд, просто недопустимо, так как она содержит свинцовые пластины), или карбюратора, изучением которого должны заниматься учащиеся в классе. Кстати, непонятно зачем, ведь карбюраторные двигатели даже в нашей стране не устанавливают на автомобили уже несколько лет.

  • Николай Панов

- Добавлю, что хорошо уточнить количество учащихся в группе и, соответственно, количество посадочных мест. Согласитесь, усваивать материал, сидя на краешке стула, достаточно сложно. По санитарным нормам на каждого ученика должно отводиться не менее 2,5 кв. м. Оптимально, когда в группе одновременно занимаются 10-15 человек. В таких группах больше возможностей для диалога учеников и преподавателя – что благоприятно сказывается на усвоении материала.

Также плюсом будет, если в стоимость обучения включена учебная литература. Поверьте, самому искать – дороже. А учитывая то, как часто в законодательство вносятся изменения, есть гарантия, что в школе выдадут самые «свежие» Правила дорожного движения и экзаменационные билеты.

И еще. Не забудьте уточнить время занятий по теории. У нас, например, помимо стандартных вечерних групп, есть дневные по будням и группы выходного дня.

Программа обучения

  • Дмитрий Захаров

- Очень важно заранее выяснить, сколько часов отводится на вождение и заложено в программу - 10, 15 или 30 часов? И, безусловно, какова продолжительность часа? Согласно современным требованиям, количество часов должно составлять не менее 32-х (1 час – 60 минут), где 30 отводится на сам процесс обучения и по часу - на внутренний (школьный) экзамен и экзамен в ГИБДД. К сожалению, во многих школах продолжительность часа изначально умалчивают, привлекая более выгодной ценой. А потом оказывается, что ученики недополучают целых 7,5 часов знаний и практики. И это реальная цифра, если продолжительность часа обучения приравнена к академическому и составляет 45 минут. А если учесть настоящие требования по сдаче экзаменов в ГИБДД, то эта «экономия» становится весьма эфемерной. Помните, бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Не верьте обещаниям, что вас научат ездить на автомобиле за 10 часов, не слушайте рассказы о том, что ваш друг когда-то, пару раз прокатившись с инструктором, сдал с первого раза. Ситуация на дорогах, как и жизнь, за последние несколько лет изменилась кардинально. То, на что раньше на экзамене, возможно, закрывали глаза, сейчас не проходит. Сегодня процент сдавших экзамен не высок, но зато водительские удостоверения получают те, кто действительно готов управлять машиной в нынешних дорожных условиях. На самом деле даже тех полноценных 30 часов, заложенных в программу обучения, и то уже давно не хватает.

В качестве совета скажу, что ездить нужно как можно больше. Кстати, в автошколах, которые стремятся вас научить, а не заработать как можно больше денег, стоимость часа вождения обычно не меняется, независимо от того 30 или 60 часов вы провели за рулем учебного автомобиля. Получая права, нужно действительно уметь управлять автомобилем и хорошо ориентироваться в сложных ситуациях согласно дорожной обстановке и правилам дорожного движения.

  • Андрей Петров

- Обратившись в ту или иную школу, обязательно уточните, на каких автомобилях будет проходить обучение, какого они года выпуска и, самое главное, их количество. Если в автошколе 1 или 2 машины, рано или поздно у вас возникнут проблемы. Автомобили имеют свойство ломаться, инструктор может заболеть и т.п. Сейчас есть автошколы с парком в 30 автомобилей, и это не предел. Кстати, замечу, что хорошо, если автошкола  устраивает организованное прохождение шоферской медицинской комиссии.

  • Николай Панов

- Добавлю, что чем больше в автошколе учебных автомобилей, тем больше должна быть и учебная площадка. Месторасположение ее при этом отходит на второй план, а вот оптимизация учебного процесса и исключение потери драгоценного, в прямом смысле этого слова, учебного времени становится более важным. Ученик платит за вождение на автомобиле, а не за стояние в очереди по 15-20 минут перед каждым упражнением, ожидая пока закончит выполнять его предыдущий учащийся.

Экзамены

  • Николай Панов

- В первую очередь, сразу развею все сомнения. Школ со 100%-ной сдачей экзаменов с первого раза в нашем городе (да и не только в Ярославле) не существует! Если где-то и обещают что-то подобное - это повод насторожиться. По статистике, процент сдачи экзаменов с первого раза в автошколах составляет 15-30%. Это значит, что из 30 человек, пришедших на экзамен, с первого раза сдает максимум 8-10 учащихся, а то и меньше. В настоящее время очереди почти во всех автошколах и непосредственно в ГИБДД растянулись на несколько месяцев. Инспекция предлагает автошколам готовить учащихся лучше. Но при этом закономерность – в хорошей школе с высоким процентом сдачи экзаменов - короткая очередь - не работает. Так что действительность такова, что в одной из лучших автошкол города на пересдачу экзамена запись уже на ноябрь. И это не исключение. Кто-то скажет, что надо меньше набирать людей… То есть создавать очереди на поступление в школы? Знаете, это похоже на предложение не продавать автомобили потому, что у нас дороги узкие и на них пробки.

  • Андрей Петров

- Все автошколы действуют в рамках лицензий и утвержденных программ, где указан предельный годовой контингент, и не нарушают его. А меньшие наборы приведут только к увеличению стоимости обучения и, как уже отметил Николай, снова созданию очередей на поступление в автошколы, как это было полгода назад. Все эти проблемы требуют кардинального решения. И ГИБДД, и автошколы сейчас ждут новой программы обучения, про которую уже столько раз говорили все средства массовой информации. Очередное ее появление ожидается в сентябре этого года. Да, программа будет включать в себя большее количество часов вождения, соответственно, увеличится срок и стоимость обучения. Но ничего в этом страшного нет, это необходимость, продиктованная сегодняшними дорожными условиями. Более того, в ряде автошкол некоторые требования новой программы самостоятельно выполняются уже сегодня.

Вместо заключения

  • Николай Панов

- В заключение хочу затронуть очень важный вопрос любого образовательного процесса – взаимодействие инструктора и ученика. Я думаю, что каждая автошкола сталкивается с ситуациями, когда к ним приходят обиженные ученики из других школ. Одни жалуются на плохое отношение инструктора или его некомпетентность, другие на невозможность пересдать экзамены. Так вот. Как и на любом предприятии, в любой компании всегда есть те, кто относится к своим обязанностям со всей ответственностью (их, поверьте, большинство), и те, кто весьма халатно. Поэтому текучка кадров в автошколах, безусловно, существует, особенно это касается инструкторов. В нашей стране нет специальных учебных заведений, готовящих подобных преподавателей. Поэтому при приеме на работу достаточно сложно определить, особенно в тех случаях, когда у человека нет подобного опыта, насколько хорошо работник покажет себя в дальнейшем. Приходиться доверять людям и рисковать. Чаще всего, риск оправдан, но процент случайных людей, пришедших, как им кажется, заработать легкие деньги, остается. Обычно с ними через какое-то время приходится расставаться. Жаль, правда, что эти люди портят имидж школы, а у учащихся остается негатив. Но, как говориться, в каждой бочке меда есть ложка дегтя.

  • Андрей Петров

- Все, что Николай рассказал, - это объективная реальность, с которой не поспоришь. Я лишь добавлю, что все люди разные. Каждый человек - личность. Это относится как к учащимся, так и к инструкторам. К каждому нужен свой подход. Множество факторов влияют на уровень эффективности процесса обучения. Но если на занятиях не будет взаимопонимания и доверия друг к другу, увы, ни о каком хорошем результате говорить сложно. При этом я уверен, что хороший инструктор - это тот человек, который может «подобрать ключик» к каждому ученику. Но, как показывает жизнь, это не всегда удается. Отсюда и возникающие конфликты между учениками и мастерами, а, как следствие, недовольство автошколой.

Я хочу посоветовать учащимся следующее. В случае возникновения подобных ситуаций, первым делом надо обратиться в администрацию автошколы. Именно там вам помогут и решат все вопросы. Поверьте, они в этом заинтересованы не меньше вас самих. Если там не могут или по каким-то причинам не хотят помочь - обращайтесь напрямую к директору. Во всяком случае, учащимся своей школы я всегда советую именно так. И не надо бояться переходить к другому инструктору. Ничем, кроме хорошего отношения и прогресса в учебе, это не грозит.

  • Дмитрий Захаров

- Наверно, не совсем корректно утверждать, что та или иная школа плохая или хорошая; здесь учат хорошо, а здесь плохо... У каждой свои минусы и плюсы. Я полагаю, что самое главное - чтобы в автошколе работали специалисты, действительно болеющие за свое дело; люди, которые искренне стремятся научить и передать свои знания и умения.

Статья из журнала "76RUS" , ИЮЛЬ 2008 г. 

Вернуться к списку